— Таможенный интегратор. Колл-центр.
Формализация таможенных
и иных документов.

8 495 760-81-33
142000, Московская область,
г. Домодедово, микрорайон Северный,

ул. Логистическая, д. 1/6, корп. 7 «Б»
Схема проезда
ул. Логистическая, д. 1/6, корп. 7 «Б» 142000 Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, микрорайон Северный 8 495 760-81-33

Статьи

Участники ВЭД отмечают такие преимущества ЭД, как удобство и скорость прохождения таможенных процедур

30 сентября Ногинской таможней на базе Каширского таможенного поста было проведено расширенное заседание консультативного совета по работе с участниками ВЭД по вопросу применения электронной формы декларирования товаров с использованием сети Интернет.

В работе совета приняли участие заместитель начальника службы организации таможенного контроля Центрального таможенного управления О. Родионов, Исполняющий обязанности начальника Ногинской таможни - председатель консультативного совета по работе с участниками ВЭД при Ногинской таможне С. Добрынин, заместитель начальника Ногинской таможни по экономической деятельности А. Татарников, начальники функциональных отделов, руководители и представители крупнейших предприятий - участников ВЭД и таможенных брокеров региона.

В свете стоящих задач по активизации работы в области внедрения электронного декларирования председатель консультативного совета Сергей Добрынин отметил стопроцентную готовность таможни к приему деклараций в электронном виде без представления бумажных носителей. Он отметил, что доля электронных деклараций в Ногинской таможне в 3 квартале составила 15%. В первом полугодии 2010 года в регионе деятельности таможни 101 участник ВЭД использовал электронную форму декларирования. Еще 24 участника присоединились в сентябре, 14 – подали заявки на получение электронно-цифровых подписей. Сергей Вячеславович констатировал, что, исходя из данных анкетирования участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, участники ВЭД отмечают преимущества данной формы декларирования по сравнению с традиционной «бумажной» технологией: это удобство и скорость прохождения таможенных процедур, минимизация бумажного архива документов.

В ходе заседания должностными лицами Каширского таможенного поста были продемонстрированы презентационные материалы на тему: «Применение электронного декларирования товаров без представления документов в бумажном виде». В докладе и презентации заместителя начальника поста - начальника отдела перспективных информационных таможенных технологий Р. Зверева были освещены применяемые в настоящее время таможенной службой Российской Федерации информационные технологии, над совершенствованием которых в настоящее время ФТС России проводится работа:

  •                       Электронное декларирование;
  •                      Удаленный выпуск;
  •                       Предварительное информирование.

Также была продемонстрирована работа портала электронного представления сведений, размещенного на официальном сайте ФТС России.

О готовности Ногинской таможни к оформлению деклараций в электронной форме подробно рассказал начальник отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения А. Болгарь. Представителям бизнеса были продемонстрированы варианты подключения к системе таможенного оформления с использованием возможностей Интернета.

Руководители функциональных отделов Ногинской таможни А.Волков (начальник Отдела контроля таможенной стоимости), Д.Макаров (начальник Отдела таможенных процедур и таможенного контроля), А.Филина (заместитель начальника Отдела таможенных платежей) разъяснили положения правовых актов Таможенного кодекса Таможенного союза и нормативных документов Таможенного союза, регулирующих отношения, связанные с применением электронного декларирования; также была дана совместная оценка преимуществам таможенного оформления различных товаров с использованием современных информационных технологий.

На заседании круглого стола участниками встречи в живой, конструктивной беседе были обсуждены предложенные варианты информационно – технических решений для перехода на электронную форму декларирования через Интернет, с учётом финансовых и технических возможностей предприятий и таможенных брокеров.

Многочисленные вопросы касались как таможенного оформления в электронной форме в рамках Таможенного союза, так и перспективы дальнейшего развития таможенной системы. Были озвучены проблемные вопросы технического и организационного характера:

  •      при получении ЭЦП;
  •      при списании денежных средств по электронным картам,
  •      при осуществлении обмена электронной информацией с иными государственными органами;
  •      при формировании электронного архива, архива долгосрочных документов;
  •      возможность применения транспортной ЭЦП, по аналогии с банковской и многие другие.

Многие вопросы касались применения электронной формы декларирования товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. В частности, участники ВЭД интересовались о возможности применения порядка Удаленного декларирования к товарам, перевозимым по железной дороге и размещенным в зоне таможенного контроля на железнодорожных станциях.

Проявленная собравшимися активная заинтересованность новыми технологиями была отмечена заместителем начальника службы организации таможенного оформления и таможенного контроля ЦТУ Олегом  Родионовым. Им была также доведена информация о том, что с 1 января 2011 года предполагается переход на электронное декларирование при экспорте и импорте товаров без представления в таможенные органы документов на бумажных носителях,  что обусловлено задачами, поставленными руководством страны, в области информатизации российского общества. В этой связи Центральным таможенным управлением в оперативном порядке решаются вопросы как технического характера, в частности, скорости передачи данных, так и нормативного – проблемные вопросы и предложения по их решению обсуждаются в подчиненных таможнях  и будут направлены в ФТС России.

В заключительной части заседания председатель консультативного совета Сергей Добрынин подвел итоги и поблагодарил участников встречи за активную позицию и желание взаимодействовать в процессе развития перспективных информационных технологий.

Загрузок сегодня: 0 / Всего: 0 / Размер: Kb

Предварительное информирование. Суть предоставляемой услуги, подготовка и отправка в Таможенный орган пакета предварительной информации о ввозе груза на территорию РФ автомобильным транспортом.

Ваши сотрудники загружают сканированные документы на нашем сайте http://intel-serv.ru , наши операторы, работающие круглосуточно и без выходных, заполнят все необходимые формы и отправят в таможенный орган пакет документов.

3 простых действия:

1. Заключить договор (мы предоставляем вам доступ к сайту)

2. Загрузить сканированные документы

3. Отследить статус выполнения заявки

Каждый из существующих типов предварительных уведомлений от транзите товаров и грузов имеет перечень обязательной информации, без которой заполнение ПИ окажется невозможным.

Так, для подготовки и отправки предварительных уведомлений о транзите товаров и грузов, перевозимых автомобильным транспортом, потребуются следующие данные, которые являются обязательными для заполнения:

 

1. Страна отправления

2. Страна назначения

3. Информация от грузоотправителе: название и адрес организации/физического лица

4. Информация о грузополучателе: Название и адрес организации/физического лица

5. Информация о перевозчике: название и адрес организации/физического лица

6. Идентификатор (номер_ основного транспортного средства и прицепа, вид ТС и страна происхождения)

7. Описание товара, услуг

8 Код вида груза в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов

 

Кроме обязательной информации в "Предварительно информации о товарах, перевозимых автомобильным транспортом", существует ряд полей, которые содержат данные, необходимые для более полного предоставления информации в ФТС и являются взаимосвязанными с обязательными полями.

К ним относятся:

1. Сведения о ОГРН, ИНН, КПП грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика

2. Код товара ТН ВЭД ТС

3. Вес брутто и /или нетто

4. Страна происхождения товара рисунок

5. наименование валюты

6. Фактурная стоимость товара/ов

7. Количество товаров, рисунок

8. Единица измерения товара/ов

9. Количество грузовых мест и описание вида грузовых мест

 

Таким образом, для заполнения "Предварительной информации о товарах, перевозимых автомобильным транспортом" следует представить следующие документы: CMR, Инвойс, Упаковочный лист, Сертификат о происхождении товаров, а также необходимая информация может быть  в Счет фактуре, Счете проформе, Спецификации, Экспортной декларации

Загрузок сегодня: 0 / Всего: 0 / Размер: Kb

Электронное декларирование в Таможенном союзе

Внедрение интернет-декларирования (электронного декларирования, ЭД) является одной из основных задач ближайшего будущего для таможенных органов стран Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных ведомств поможет усовершенствовать и облегчить процесс таможенного оформления и контроля, повысить эффективность работы пунктов пропуска на границе. Генеральный директор ООО «Альта-Софт» Ярослав Михайлов подробно рассматривает, как будут работать уже применяемые у нас схемы в новом масштабе.  

 

 

Технология интернет-декларирования позволяет уйти от бумажного носителя, а также увеличить скорость оформления деклараций – на выпуск теперь обычно уходит от 30 минут до 3 часов. Причем декларанту нет необходимости присутствовать на таможенном посту. Применение электронного декларирования не требует значительных затрат, поскольку в этом случае участнику ВЭД не нужен ни отдельный пункт связи, ни дополнительное оборудование. С любого компьютера, на котором установлены средства криптозащиты информации, можно отправлять документы инспектору на пост. Все, что нужно декларанту - возможность выхода в Интернет и электронная цифровая подпись (ЭЦП).

 

Новая технология особенно эффективна при больших объемах поставок. Весь пакет документов, необходимый для таможенного оформления, отправляется декларантом в формализованном виде. В свою очередь, инспектор таможни в режиме онлайн запрашивает дополнительную информацию и перечисленные в описи документы.

 

В Европе ЭД применяется уже не один десяток лет. В России передача таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров и транспортных средств осуществляется с 2004 г., в рамках единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Но еще 3 года назад отправлять электронные документы в таможню было дорогим удовольствием, которое могли позволить себе только единичные перевозчики. Все изменилось в 2008 г. после подписания приказа ФТС РФ № 52 от 24.01.08 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».

С этого момента началась эра реального интернет-декларирования в России. Благодаря использованию информационных операторов новая технология стала доступна всем желающим. Теперь для подключения к серверу ГНИВЦ ФТС участнику ВЭД не требуется оснащать собственный узел доступа, можно просто подключиться к оператору. Кроме того, оператор предоставляет круглосуточную техническую поддержку и возможность мониторинга пересылок в режиме реального времени. На сегодняшний день более 94 процента всех таможенных органов могут принимать декларации через Интернет. В Приволжском таможенном управлении сто процентов таможенных постов имеют такую техническую возможность. До конца года все таможни России смогут принимать декларации через Интернет. Количество передаваемых документов через Интернет растет с каждым днем. На текущий момент только через нашу компанию выпущено более 63 тыс. электронных грузовых таможенных деклараций (ГТД), из которых треть приходится на последний месяц. А количество пересылок превысило цифру 1 млн. в месяц.

 

Электронное декларирование с помощью Интернета также применяется в Белоруссии и Казахстане. ЭД-система в союзных государствах создается с учетом международных стандартов в области электронного документооборота и позволяет интегрироваться с аналогичными зарубежными системами.

 

Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) открывают простор широкому внедрению ЭД и предварительного информирования (ПИ) на единой таможенной территории. Этому внедрению способствует и формирование единой информационной системы внешней и взаимной торговли, которая устранит административные барьеры во взаимоотношениях участника ВЭД с таможенными и налоговыми службами и позволит в ближайшей перспективе проводить очистку товаров именно в том месте единой таможенной территории, где наиболее эффективно реализуются его экономические интересы.

 

Однако  до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств-членов ТС  декларация на товары будет подаваться в таможенный орган той страны, в которой зарегистрирован либо постоянно проживает декларант. Таким образом, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут подавать декларации на товары только в таможенные органы России.

 

По словам заместителя начальника ФТС России Сергея Шохина, на всей территории Таможенного союза в ближайшее время будет введено обязательное 100%-ное предварительное информирование при импорте товаров. В связи с этим ФТС ввела в опытную эксплуатацию портал электронного представления сведений. Подавать предварительную информацию участники ВЭД могут как через информационного оператора, так и через этот портал.

Таможенный кодекс ТС дает также правовую основу для внедрения технологии удаленного выпуска (УВ) товаров, которая является одним из самых перспективных направлений деятельности российской таможни и наряду с ПИ и ЭД должна вывести таможенное администрирование на качественно новый уровень. Это принципиально новая технология таможенного оформления, при которой ГТД подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляется на приграничном посту. Таким образом, участники ВЭД могут подавать декларацию в любой таможенный пост на территории страны, но при этом выпускать груз в свободное обращение уже на границе. Поскольку УВ-технология уже применяется в России, не исключено, что в ближайшее время она активно распространится и на весь Таможенный союз. Ведь положения ТК ТС позволяют расширить практику применения удаленного выпуска товаров, в том числе с использованием предварительного декларирования.

Со стороны законодательной базы в рамках Таможенного союза все готово к применению всех перечисленных технологий. Конечно, при внедрении их на уровне ТС могут возникнуть технические проблемы, ведь уже сейчас в России для решения задачи задействованы значительные вычислительные мощности, и основная задача IT-специалистов заключается в обеспечении бесперебойной работы сервиса в условиях непрерывного бурного роста трафика. В рамках ТС поток электронных документов еще более вырастет, а требования к надежности работы системы еще более поднимутся.

Какие существуют наиболее вероятные варианты организации ЭД в Таможенном союзе?

 

 

Рис.1 Схема организации ЭД в Таможенном союзе (вариант 1)

Первый вариант (рис.1) предусматривает передачу данных по выделенному каналу от любого участника ВЭД сразу на сервер Комиссии таможенного союза (КТС). Далее сервер отправляет данные в Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) таможенного ведомства той страны, где будет проводиться таможенное оформление. Здесь мы получаем непосредственное участие КТС в процессе декларирования, возможность мониторинга всего процесса специалистами КТС.

 

 

Рис.2 Схема организации ЭД в Таможенном союзе (вариант 2)


Во втором варианте (рис.2) место КТС занимает информационный оператор (подавляющее большинство российских пользователей подключается именно через оператора). Передача данных от информационного оператора происходит напрямую в ГНИВЦ данной страны-участницы ТС. Преимущество этой схемы в том, что именно по ней сейчас осуществляется электронное декларирование в России. Поэтому распространение ее на Беларусь и Казахстан потребует минимальных усилий.

 

Учитывая, что объем оформления в Беларуси и Казахстане значительно меньше, чем в России (в сумме не более 30% от российского), возможен и такой вариант ЭД-системы, во главе которой находится ГНИВЦ ФТС России, который будет отправлять данные в Белоруссию и Казахстан (рис.3).

 

 

 

Рис.3 Схема организации ЭД в Таможенном союзе (вариант 3)

 

По мнению специалистов нашей компании, на сегодняшний день наиболее быстро реализуемой является вторая схема, когда каждый участник ВЭД «общается» со «своим» ГНИВЦ. Дело в том, что при реализации схемы с передачей данных через КТС необходимо будет перестраивать действующую ЭД-систему и устанавливать оборудование, способное обеспечить передачу данных в три страны. А это непростая, дорогая и трудозатратная задача. Причем решать ее придется «на ходу», не останавливая уже работающую на все более высоких оборотах ЭД-систему России.

Наверняка возможна и иная схема организации ЭД в Таможенном союзе. Ведь это совершенно новый глобальный проект, над которым придется трудиться еще не год и не два. В любом случае, при разумном и конструктивном подходе внедрение ЭД в рамках ТС обещает дать хорошие результаты. И российский опыт может здесь значительно помочь.

Загрузок сегодня: 0 / Всего: 0 / Размер: Kb

Бизнес в рамках информационных технологий: нетехнологичным участникам ВЭД не останется места на рынке

           Электронное предоставление сведений о товарах и транспортных средствах таможенным органам становится обыденным делом. Никого уже нельзя этим удивить – но у многих  участников рынка по-прежнему возникает достаточно  вопросов. Как всем этим пользоваться? Действительно ли это несложно и удобно? «Таможенное обозрение» предоставляет возможность высказаться тем, кто давно уже использует новые технологии в своем бизнесе и может поделиться опытом.

         «Объединенная таможенно-логистическая компания» -  комплексный оператор нового поколения в таможенном деле, имеющий  собственный склад временного хранения,  где  успешно применяется  технология  электронного декларирования экспортно-импортных грузов с использованием  Интернет - технологий (ЭД2). И сегодня мы беседуем  с Генеральным директором  «ОТЛК» Александром Малютиным.  Разговор пойдет о процессе предварительного информирования – то есть, о передаче таможенным органам в электронном виде сведений о товарах и транспортных средствах, которые необходимы для открытия процедуры таможенного транзита  до их прибытия на таможенную территорию России. 

 

Александр,  кому наиболее удобно пользоваться предварительным информированием?    

         Поскольку предварительное информирование   является частью структурированного  процесса  электронного декларирования, данная технология ориентирована на участников ВЭД, которые  тесно работают с транспортными компаниями, либо самостоятельно выполняют полный комплекс услуг, включая   транспортную составляющую. Технология подразумевает тесное  взаимодействие  таможни и  участников ВЭД.

 

Расскажите,  для широкого круга наших читателей, о механизме этой технологии.

 

         Механизм следующий: брокер, участник ВЭД или другие заинтересованные лица уведомляют Федеральную таможенную службу  России посредством подачи уведомления в виде специализированного электронного документа установленного формата о планируемых пересечениях товарных партий через границу Таможенного союза.  Это уведомление подается  заранее, в нем содержится минимально необходимый объем данных для идентификации товарной партии, которым владеет участник ВЭД или  транспортная компания.

         С помощью данной технологии решаются такие задачи, как ускорение перехода таможенной границы,  снижение времени оформления груза в таможенном органе.  Особенно значимым оказывается то, что происходит планирование нагрузки на пункты перехода границы, и как следствие – возможность оптимизации логистических цепочек.

 

            Для таможни главным идентификатором  поставки является номер МДП (TIR CARNET). Иными словами, участник ВЭД информирует таможенный орган о том, что данная товарная партия будет ввозиться на таможенную территорию по конкретному  TIR.  Способ информирования  – отправка в таможенный орган электронного документа, структура  которого описана в Альбоме форматов ГНИВЦ ФТС России. Недавно на сайте ФТС  России был запущен портал электронного предоставления сведений, где любое заинтересованное лицо может зарегистрировать учетную запись и использовать ее для подачи уведомлений о пересечении границы товарными партиями.  Также, участник ВЭД может использовать для подачи уведомления механизмы, встроенные в специализированные программные средства для электронного декларирования.

           Можно прибегнуть к услугам операторов, одним из которых  является ОТЛК. Мы работаем в рамках процедуры предварительно информирования через штатные программные средства Альта-ПРО, и т.д. Непосредственно из программы можно завести минимальный пакет документов и открыть процедуру предварительного информирования.

      Таким образом,   решаются глобальные  задачи государства и локальные задачи бизнеса. Повышается управляемость,  достоверность  данных и планомерность деятельности всех участников внешнеторговой деятельности,  ускоряется процесс перехода транспортного средства или товарной партии  через таможенную границу.

 

Какая локальная  задача решается участниками ВЭД?

 

        Внешний фактор заставляет  участников ВЭД быть более дисциплинированными при планировании своих поставок.

Информация,  заведенная единожды, не должна теряться и будет использоваться многократно в процессе дальнейшего электронного декларирования или в процессе уведомления площадки СВХ, на котором которое будет приниматься данное транспортное средство. Именно такая система организована на СВХ  ОТЛК.

       На самом деле, выгода здесь обоюдная. Мы заранее знаем о планируемой загрузке СВХ, исходя из анализа направленных нам данных предварительного информирования от получателей товаров и брокеров, взаимодействующих с нами, и это является неоспоримым плюсом для нашего бизнеса. Для получателей товаров,  в свою очередь, направление предварительной информации – это ускорение оформления товарной партии с момента въезда в зону таможенного контроля и при помещении ее на склад.

        Контрагенты, которые применяют технологию предварительного информирования, в ста процентах случаев идут на технологию ЭД-2 (электронное декларирование). Время от момента прихода машины до момента подачи декларации  значительно сокращается. Но это все работает только при условии достоверности и нормальной дистрибуции данных.

 

Звучит заманчиво, но слишком идеально.

 

Да, в контексте данных задач, стоящих перед нами, есть некие мелочи, которые затрудняют возможность еще более эффективно применять предварительную  информацию на СВХ. В случае, если произошла дистрибуция данных на площадку СВХ, мы не можем сразу, как хотелось бы, в момент въезда машины идентифицировать товарную партию по штрих-коду, нанесенному на TIR , так как документ находится в сейф-пакете, вскрывать который может только ответственное лицо таможни. Если бы штрих-код размещался в пункте пропуска на границе либо на сейф-пакете, либо на дополнительном экземпляре транспортной накладной, не вкладываемом в пакет, сотрудник таможенной охраны ОТЛК при въезде машины на терминал мог бы с использованием сканера в течение нескольких секунд осуществить пропуск транспортного средства в ЗТК. Все сведения по товарной партии автоматически выгрузились бы в систему учета, а к получателю товаров поступило уведомление о прибытии этих товаров. В этом был бы дополнительно еще один положительный момент и для таможни – усиление контроля за въездом транспортного средства с товаром в зону таможенного контроля. Но пока эта проблема есть, и ее нужно решать на уровне организации документооборота.

 

Каковы, на ваш взгляд,  перспективы у внедрения электронных интернет-технологий, и у предварительного информирования, в частности? Ведь некоторые участники ВЭД до сих пор настроены очень консервативно…

         Технология внедряется повсеместно, это не эксперимент, это уже сегодняшний день. При сложившейся ситуации, когда сверху очень много административных рычагов давления, постоянно наращивается план, и те участники ВЭД,  которые не способны в своей работе поддерживать принцип обмена данными с государственными структурами и со своими площадками, ТЛТ  (таможенно –логистическими терминалами), скоро просто не смогут полноценно управлять своими логистическими цепочками  из-за недостатка базовой информации о грузе, и через какое-то время будут вытеснены с рынка по причине их не неконкурентоспособности, неоперативности и неграмотности в сфере информационных технологий.  А те компании, которые уже сейчас приняли правила игры, получат неоспоримое преимущество. И такие тенденции в настоящий момент мы уже замечаем.

 

С внедрением новых информационных технологий  в таможне,   бизнес стремится создавать новый, расширенный  спектр услуг. Чем порадует своих клиентов ОТЛК?

 

        Наша компания работает  над совершенствованием таможенного сервиса ежедневно. На сегодняшний день применяемые и внедряемые в таможенных органах РФ информационные технологии,  в том числе электронное декларирование, предварительное информирование,  ориентированы в основном на участника ВЭД, и касаются ТЛТ (таможенно-логистических терминалов)  несколько опосредованно. Вместе с тем, существуют некоторые точки соприкосновения, в том числе при взаимодействии всех субъектов в ходе  таможенного контроля. 

Со своей стороны мы как «правильные» бизнесмены, должны удовлетворить все потребности участников ВЭД, создать для них оптимальную среду непосредственно на таможенно-логистическом терминале.  Мы делаем ставку на то, что у нас есть хорошая материально-техническая база, определенные способы обмена информацией, у нас есть сильная Информационно-техническая служба и  отдел внедрения информационных технологий. Есть пример, опыт, и, можно сказать, самое важное - есть технология, которая уже эксплуатируется, например, компаниями «Белла Восток», «UPS» и многими другими крупными компаниями.

         Если ваша компания небольшая, мы можем организовать и для вас специальную технологию взаимодействия, которая больше подходит вашему бизнесу. Технология становится услугой, способ ее приложения – тоже услуга. Если говорить о еще более мелких компаниях, то им нужно помочь осуществить ввод  и формирование пакета электронных документов, надо продвигать и настраивать на сегодняшний уровень работы. И даже тем аутсайдерам, которые вовремя не вскочат в уходящий поезд, дадим последний шанс освоить этот рынок с применением технологии ЭД-2 (Электронного декларирования).

         Наша задача - сфокусировать часть этих технологий, чтобы у нас создавались новые виды услуг, которые позволяют развиваться участникам ВЭД. А для нас это расширенное производство и повышение эффективности труда. Мы  как бизнес-организация заинтересованы в этом.

В результате всего этого, мы  уведомляем ФТС России, ЦТУ о нашем видении процесса, каким образом было бы удобней и эффективней взаимодействовать. Одним из перспективных направлений является предоставление отчетности СВХ в электронной форме. Мы вышли с предложениями, и наш информационный отдел прорабатывает способ взаимодействия СВХ, ТЛТ в рамках отдельной процедуры взаимодействия.

       Итак, подводя итог  данного принципа работы,  хочется в очередной   раз отметить, что  процедура предварительного информирования заметно  упрощает таможенное оформление и таможенный контроль не только таможенникам, но и участникам внешнеэкономической деятельности, так как позволяет осуществлять предварительную проверку  поставки, что, в конечном счете, безусловно,  способствует сокращению времени простоя транспортного средства и, как следствие, увеличению работоспособности пункта пропуска, сокращая при этом очереди  и на сопредельной стороне. 

При этом  предварительное информирование позволяет для всех участников сделать процесс  оформления более прозрачным.

Загрузок сегодня: 0 / Всего: 0 / Размер: Kb

«Три кита» электронного декларирования – предварительное информирование, удаленное декларирование, удаленный выпуск

Электронное декларирование, наконец, перестает быть чем-то экзотическим и становится просто удобным способом работы. Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах. Электронное декларирование позволяет формализовать и ускорить большинство процедур таможенного оформления и контроля, а также значительно экономит время.  О плюсах и минусах системы делится своими размышлениями с нашим журналом Генеральный директор ООО «ИнтелСервис» Владимир Пирог.

 

 

Чтобы понимать всю суть технологии таможенного декларирования через Интернет, необходимо сначала точно определиться в терминах.  Можно сказать, что Интернет-декларирование - это следующий этап развития технологии электронного декларирования. Согласно этой технологии взаимодействие с таможенными органами происходит посредством сети Интернет и определяется жестким сценарием, описанным в специальных документах ГНИВЦ ФТС России (находящихся на сайте по адресу: http://customs.ru/ru/electronic_declaring/specification_interface/); участники процесса однозначно определены благодаря ЭЦП (Электронной цифровой подписи); все действия и этапы протоколируются.

Понятно, что технология получила общепринятое бытовое наименование «Интернет-декларирование» именно потому, что взаимодействие с таможней (декларирование, информирование, предоставление данных и тд.) осуществляется техническими средствами глобальной сети Интернет.

Несколько лет тому назад ФТС России уже опробовала технологию электронного взаимодействия с участниками ВЭД.  По своей сути это был регламентированный «информационный мостик», благодаря которому локальная сеть таможенного поста и участник ВЭД могли взаимодействовать. Использовалась специализированная программа, которая могла передавать данные на таможенный пост, и соответственно, таможенный пост мог их получать. Под данными понимались такие документы, как электронная копия ГТД (формализованного вида), необходимая для загрузки в систему таможенного поста, и ряд сопроводительных документов (обычно графического формата), необходимых для сопровождения процедуры таможенного оформления.

По результатам внедрения были подмечены недочеты и сделаны определенные выводы о плюсах и минусах такой технологии.  К несомненным плюсам отнесли, что благодаря этому новому способу взаимодействия с участниками ВЭД ускоряется процесс таможенного оформления, в том числе из-за использования декларантом наработанного архива документов; появляется возможность проводить таможенный контроль в автоматическом режиме; используется безбумажная система оформления. Как положительный момент оценили и полную прозрачность процесса таможенного оформления в  режиме онлайн.

К минусам же технологии отнесли то, что для возможности работы необходимы очень скоростные каналы связи, чтобы передавать мегабайты графических файлов,  что существует всего один разработчик программного продукта и что протокол взаимодействия ограничивается лишь конкретным программным продуктом. Кроме того, все равно осталась необходимость физического присутствия декларанта на месте оформления (весьма немногие могли себе позволить выделенный канал связи с ЦТУ). 

 

 

Плюсы технологии ЭД1

Минусы технологии ЭД1

Новый способ взаимодействия с участниками ВЭД

Необходимость очень быстрых каналов связи

Ускорение процесса таможенного оформления благодаря использованию декларантом наработанного архива документов

Наличие всего одного программного продукта

Понимание процесса таможенного оформления в режиме онлайн

Необходимость физического присутствия декларанта

 

Вся описанная технология так и называлась «электронное декларирование». Сегодня же многие специалисты называют ту, первую, технологию сокращенно ЭД1, то есть, Электронное декларирование версии 1.

 

Сделав соответствующие выводы из результатов внедрения ЭД1, в ФТС России предложили новую концепцию электронного взаимодействия с участниками ВЭД основанную на следующих принципах:

 

- принцип открытого протокола взаимодействия;

- принцип формализации предаваемых данных;

- принцип централизованного доступа.

 

Разберемся, что все это значит.

 

Принцип открытого протокола – это возможность того, что программы для взаимодействия участника ВЭД и таможенных органов может писать любая компания, которая, обладая необходимыми знаниями в области проектировки информационных систем и программировании, может скачать с сайта ФТС России документацию, создать программный продукт для взаимодействия с таможенными органами.

Принцип формализации передаваемых данных – это заранее описанный в формате XML (расширенный язык разметки текста) набор документов, необходимых для таможенного оформления. Сборник форматов разного рода документов получил название «Альбом форматов». Другими словами, теперь все документы должны представлять собой не графический файл, а четко размеченный текстовый документ, и благодаря такой организации всегда ясно значение того либо другого поля документа, полученного от любой из сторон процесса таможенного оформления.

Принцип централизованного доступаэто возможность всех заинтересованных сторон принять участие в процессе обмена данными посредством глобальной сети Интернет при соблюдении четко оговоренных правил подключения, сведенных в один руководящий документ - "Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. №52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".

В результате была создана площадка для появления технологии ЭД2, то есть Электронное декларирование версии 2. И эту версию все мы называем довольно часто «Интернет -декларирование».

 

На сегодняшний день компания «ЦоллРу» и группа компаний ОТЛК имеют свое видение на развитие информационных  технологий в области таможенного дела. Мы выделяем здесь три направления, которые развиваются параллельно, но являются не взаимозамещающими технологиями, а взаимодополняющими.

Первое – это технология предварительного информирования. То есть, это  система, благодаря которой планируемая поставка на перемещение товарной партии заявляется участником ВЭД заранее, и при этом сразу пересылается максимальное количество информации, которую можно предоставить таможенному органу посредством взаимодействия с Федеральной таможенной службой, оговоренного протоколом взаимодействия, опубликованном в уже упоминавшемся «Альбоме форматов».

Как до этого происходило таможенное оформление? - Транспортное средство приходит на  внутренний таможенный пост, и начинается головная боль брокера. Брокер и декларант в связке, или сам декларант, если участник ВЭД самостоятельно осуществляет эту деятельность, за шесть часов выдают объем работы, который теперь можно распределить во времени именно с применением технологии предварительного информирования.

 Например, такие документы как TIR, CMR, инвойс могут быть подготовлены заранее в формализованном виде и поданы в таможенный орган. И эти документы можно использовать повторно, - то есть при подаче декларации, опять же формализованной в рамках процедуры интернет-декларирования, можно указать ссылку на эти документы. И таможенный инспектор, увидев этот документ, сэкономит, во-первых, свое время, затрачиваемое на формализацию,  во вторых, время декларанта, потому что документ будет уже проверен.

Кроме того, для участников ВЭД будет, например, возможно ввести систему рейтингов. Если участник ВЭД регулярно предоставляет правильно все данные, если его документы не различаются с фактической бумажной копией документов – вес такого документа выше, и инспектор, принимающий решение о выпуске товара, может ориентироваться непосредственно на таких грамотных участников ВЭД, которые не сводят процесс таможенного оформления к шести часам работы в один день, а разворачивают его за неделю. Обычно участники ВЭД за неделю уже знают о поставках и готовы предоставлять такие документы.

Это теоретическая часть вопроса в общей концепции предварительного информирования. Есть и практическая. На сегодняшний день ощутимо не хватает глобального портала, скорее всего, web-портала, где каждый участник ВЭД может взаимодействовать с таможенными органами в рамках процесса предварительного информирования.  Компании «ЦоллРу» и ОТЛК ставят перед собой задачу предоставить такой портал, чтобы наши клиенты могли спокойно получить безопасный доступ через веб-страницу и заполнить формы документов. Это можно будет сделать и вводя информацию вручную, - и, используя конвертеры, переформатировать структурированные данные, например Эксель, или Ворд, или другие доступные форматы, в такой формат, какой будет необходим для предоставления информации в ФТС России. Соответственно, такой портал даст возможность развивать технологии предварительного информирования, что сократит время работы, позволит планировать ее и избегать аврала и очередей.

Вторая технология – это технология электронного декларирования. Интернет-декларирование версии 2, как называют это профессионалы. Это информационный транспорт передачи данных от любого участника ВЭД в таможенный орган, на котором будет осуществляться таможенное оформление. Благодаря этому транспорту, этому способу подключения, оговоренному в Приказе ФТС России от 24 января 2008 г. №52, участник ВЭД получает возможность подавать декларацию без непосредственного физического нахождения на таможенном посту. Кроме того, участник ВЭД может таким образом подать все сопроводительные документы к декларации, какие есть. Это порядка 150 документов, среди которых непосредственно ЭГТД, TIR, CMR, инвойс, они оговорены в «Альбоме форматов», который нам предоставляет ГНИВЦ ФТС России.

Эта технология используется посредством сети Интернет, которая есть сейчас в каждом офисе. Тут можно провести простое и понятное сравнение. Каждая компания сейчас пользуется банк-клиентом. В середине 90-х это был просто прорыв. Не надо было больше возить документы или  задействовать курьеров. Сейчас происходит примерно то же самое в таможенном деле.

ФТС России принимает документацию в формализованном виде. Очень важно, что это не один какой-то программный продукт, а лишь формат, оговоренный и выложенный на сайте ГНИВЦ ФТС России, в рамках которого множество разработчиков могут разработать свой программный продукт, сертифицировать его и предоставить пользователям. Соответственно, мы имеем здоровую конкуренцию, удобные продукты, флагманы из них – это Альта-ГТД, ВЭД-Декларант расширенная версия, и так далее. Есть и бесплатные продукты, например разработка санкт-петербургского института ЛЭТИ – «Комплекс программных средств по оформлению деклараций. Декларант».

Соответственно, группы компаний выдают программы, которые могут подготавливать информацию и в рамках оговоренных процедур передавать ее в таможенные органы. Но передавать – это полдела, здесь еще очень важно, что вся таможенная процедура алгоритмизирована. Каждый шаг расписан в типовом бизнес-процессе,  который в любой компании всем, кому это необходимо, будет понятен. Подача декларации – открытие процедуры – ответ инспектора – запрос документов и так далее. Это тот редкий случай, когда вопросов к таможенной службе не должно возникать ни у кого, настолько всё четко прописано.

Есть и обратная сторона медали. На сегодняшний день не все процедуры у нас могут быть так оформлены. Например, имеются некоторые сложности с импортом, для оформления которого надо вносить корректировку таможенной стоимости. Но нужно учитывать, что это живой формат, и он сейчас дорабатывается. Очень важно, что это не просто программный продукт, а формат взаимодействия, и он эволюционирует, в том числе по итогам запросов, которые пользователи пишут в ГНИВЦ ФТС России.

Тем временем вовлекаются новые участники. Очень важно, что на базе ОТЛК и «ЦоллРу» создан на безвозмездной основе обучающий комплекс, на котором можно посетить семинар, понять, как работает технология, пообщаться с опытными участниками ВЭД и с сотрудниками Каширского таможенного поста, познакомиться со всеми программными продуктами, которые сейчас имеются, выбрать для себя наиболее приемлемый.

            Третья часть – это технология удаленного выпуска. Процедура выглядит достаточно красиво и элегантно. Приграничный таможенный орган, на котором размещается транспортное средство, обрабатывает запросы, приходящие с внутреннего таможенного органа. Это работает примерно как электронная почта. Так же сотрудником внутреннего поста на приграничный пост высылается необходимый запрос о наличии транспортного средства в зоне контроля. Запрос подтверждается или опровергается. Каждый вопрос и ответ заверяется электронно-цифровой подписью сотрудника таможни – а копия ответа всегда высылается участнику ВЭД, и таким образом он тоже знает, где сейчас его транспорт. Получается очень удобное взаимодействие.

У участников ВЭД часто есть вопросы о системе управления рисками, досмотрах. Да, они есть, но они тоже алгоритмизированы. Если возникает необходимость досмотра, то представитель внутреннего таможенного поста шлет заявку на проведение досмотра, с указанием того, какой именно вид досмотра необходим, досмотровый инспектор проводит отработку этого запроса, заполняет акт досмотра, подписывает электронно-цифровой подписью и высылает на таможенный пост и, опять-таки, участнику ВЭД. То есть, мы видим, как процедура становится прозрачной – понятно, что, когда и где происходит с транспортом и грузом. Получается, что внутренний таможенный орган – это «голова», приграничный – «руки», отрабатывающие механические действия. А добросовестный участник ВЭД, правильно заполнивший документы и правдиво заявивший таможенную стоимость и характеристики груза, спокойно проводит свой бизнес.

Сотрудник таможни на приграничном таможенном посту не может отложить такой документ куда-то, а потом сказать, что он его не видел – созданный и отправленный документ регистрируется не только на конечном пункте, внутреннем таможенном посту и у отправившего его брокера – но и в самой системе, и в ГНИВЦе ФТС России. А затем документ должен быть рассмотрен в установленные приказом сроки: время выпуска декларации законодательно ограничено несколькими часами.

 

Эти три рассмотренные нами технологии могут существовать и раздельно. В принципе, сама их концепция была разработана таким образом, что они и были взаимодополняющими и существовали самостоятельно. Но мы стремимся рассматривать эту концепцию в целом, и работать с ней именно в таком ключе. Во всяком случае, несомненная жизнеспособность технологии вселяет в нас определенную уверенность.

Загрузок сегодня: 0 / Всего: 0 / Размер: Kb

Новости компании
ул. Логистическая, д. 1/6, корп. 7 «Б» 142000 Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, микрорайон Северный 8 495 760-81-33

ООО "Интелсервис-М" является авторизированным партнером UROVO. 

ул. Логистическая, д. 1/6, корп. 7 «Б» 142000 Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, микрорайон Северный 8 495 760-81-33

Правительство России поручило государственным контрольным органам – ФТС, ФСБ, Роспотребнадзору, Россельхознадзору, Росморречфлоту, а также администрациям морских и речных портов отказаться от бумажного документооборота в морских и речных портах и использовать специальную электронную систему...

ул. Логистическая, д. 1/6, корп. 7 «Б» 142000 Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, микрорайон Северный 8 495 760-81-33

Таможенный пункт "Ханоба" на азербайджано-российской границе начнет действовать в 2022 году.  Он был построен для разгрузки таможенного поста "Самур" на границе с Российской Федерацией, а также обеспечения возможности гражданам пользоваться альтернативными коридорами при переходе...

Голосование
Достаточно ли подробно изложена информация о предоставляемых услугах?
ДА, исчерпывающе.
Нет, необходимо больше примеров.